Кто такой Иисус?

Господь_Иисус_Христос_Вседержитель

 Эгберт Бринк

 За кого люди почитают Меня?

 

Кто такой Иисус Христос? На протяжении всей истории мы слышали очень много разнообразных ответов на этот вопрос. Назовем некоторые из них: человек, достойный подражания; чудесный исцелитель; харизматическая личность; борец за свободу; религиозный гений; политический лидер; мученик… Удивительно, что Сам Христос задавал этот же вопрос: за кого люди почитают Меня? И слышал различные ответы: Илия, Иоанн, Иеремия, пророк. На что Иисус отвечал: А вы за кого почитаете Меня? Петр сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого! И Христос подчеркнул, что Петр не сам понял это, но Господь открыл ему: не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мтф. 16:15-17). Это же истинно и сегодня. Бог дает вам осознание того, что Иисус не принадлежит этой земле, что Он приходит от Бога, и Он Сам — Бог (1 Кор. 12:3).

 

Зачат Святым Духом

 

Всего лишь три человека не были зачаты людьми: это первые люди – Адам и Ева, и второй Адам – Иисус Христос. Поэтому Мария задает вопрос: как будет это, когда Я мужа не знаю? (Луки 1:34) Ангел указывает на дающего жизнь Святого Духа. Он соткал каждого ребенка во чреве его матери (Пс. 138:13), но с Марией Он действует сверхъестественно. Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Луки 1:35). Это повествование нельзя сравнивать с историей богов, распространенных в те времена. Такие истории описывали сексуальные отношения между богами и людьми, в результате которых рождались полубоги. Но в этом случае не идет речь о сексуальных отношениях между Святым Духом и Марией.

Зачатие Святым Духом значит, что Иисус произошел от Бога и что Он от той же сущности, что и Бог. И слова «рожденный от девы Марии» еще раз подчеркивают, что Он был зачат без участия мужчины. Это было созидательное Божье действие и только лишь Божье. Также это можно увидеть в родословии праотцев. В решающий момент Иосифа не называют (Мтф. 1:16). Иисус родился не по воле человека, не благодаря человеку. Это удивительный Божий акт. Великая тайна! (1 Тим. 3:16)

 

 Иисус открывает Себя

 

Иисус различными способами показывал то, что Он — Божий Сын. Во-первых, Он говорил об очень близких отношениях с Отцом (Иоанна 1:18; 10:30). И это было неслыханно! Также Он часто повторял «Я есмь» (Иоанна 8:58), что указывает на Имя Бога в Ветхом Завете. Никто ранее не осмеливался отождествлять Себя так с Богом Отцом: Видевший Меня видел Отца (Иоанна 14:9)! Он – живой образ Своего Отца. Он — Бог. И Его противникам было абсолютно понятно, что Иисус заявлял о таком высоком статусе. Когда Иисус прощает грехи расслабленному, Его противники реагируют следующим образом: Кто может прощать грехи, кроме одного Бога (Марка 2:7)? И это так! Даже люди из Назарета дивились, когда Он применял слова благодати к Себе (Луки 4:22). Он показывает: Я – Мессия, помазанный, идущий дать благодать (Луки 4:18 и дальше). Никто, кроме Бога, не может так вести себя. Во всем, что Он говорит, видно то, что Иисус обладает властью. Никто никогда не говорил так, как Он (Иоанна 7:46). И когда Он показывает Свою власть над природой, то Его ученики реагируют словами: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему (Марк 4:41)? Когда Фома, после всех своих сомнений, стоит лицом к лицу с воскресшим Христом, он кричит: Господь мой и Бог мой (Иоанна 20:28)! Иисус – вечный, единородный Божий Сын. И из-за утверждения о Своем высоком статусе Он был предан первосвященником на смерть (Матфея 26:63-66). Называть себя Единородным Божьим Сыном было богохульством. Он осужден на основании того, кем Он есть!

 

Истинный человек

 

Можно настолько сосредоточиться на божественной природе Христа, что начать преуменьшать Его человеческую природу. К сожалению, часто так и происходит. Но помните следующее: Слово стало плотью (Иоанна 1). И сейчас подумайте о «плоти» не как о «грешной», но человеческой природе –слабой и уязвимой. Сын Божий – младенец, был положен в ясли (корыто для еды). Он – настоящий Эммануил, Бог с нами, Его можно видеть, Он живет человеческой жизнью. Он взял на Себя человеческую природу, которая полностью ослабла из-за греха (Рим. 8:3). Он поистине разделил наше существование; можно сказать, что Он «влез в нашу кожу». Он пришел в этот мир, как обычный человек (Луки 2:6 и далее). Он подходит к нам очень близко. Он – один из нас. Иисус также испытывал жажду и голод, Он уставал. Таким образом, Он должен был во всем уподобиться братиям (Евр. 2:17). Он знает нашу жизнь изнутри – Он знает все вопросы, проблемы и заботы, которые сопровождают ее. Он может сострадать нам в немощах наших (Евр. 4:15). Он также знает, что такое противостоять искушениям. Просто подумайте об этом… что Он был искушен во всем… Нет ничего человеческого, чего бы Он не знал, кроме греха. Иисус – новый Адам: человек, который во всем отражает образ Божий. Нет ничего неправильного в человеческой природе как таковой. Христос не освобождает нас от человеческого существования, но освобождает нас в нашем человеческом состоянии – изнутри! Он полностью обновляет творение.

 

Бог и человек

 

Нам не дано понять, как кто-то может быть и истинным Богом и истинным человеком. Мы можем думать, что Его божественная природа должна «меняться» на Его человеческую природу и наоборот, как будто одна природа умаляет другую. Те отрывки, где речь идет о Его человеческой природе, берутся в скобки, и все внимание направлено на Его божественную природу, словно Иисус лишь играл роль человека. С другой стороны, есть искушение сказать, что Иисус отложил Свою божественную природу, пока Он был на земле, для того, чтобы показать, что Он – истинный человек. Но нельзя выбирать что-то одно. Обе природы абсолютно истинны! Он есть и остается Богом, когда становится человеком. Это непонятно, необъяснимо, но это так. Он – и сильный и слабый. Он – Сильный, но захотел стать слабым. Он провозглашается в Ветхом Завете (сравните Ис. 9:1-5 и Ис. 53). Божий Сын уникален — Он объединяет две природы в Своей Личности. Мессия – какой Он? Если бы вы собрали все Ветхозаветные тексты о Нем и проанализировали их в специально разработанной компьютерной программе, то какой бы у вас получился образ? Вы бы увидели Его силу, но и Его слабости; Его высокое положение, Его менее впечатляющее телосложение, и так далее. Вы можете «разрешить» все эти так называемые противоречия только в одной и истинной Личности Самого Христа! Эти характеристики присущи только личности Богочеловека. Этот вопрос породил множество конфликтов, и не только словесных. В пятом веке на Халкидонском соборе (451 г.) было принято решение о формуле (см. Афанасьевский Символ веры, ст. 27-35, Бельгийское исповедание веры, артикул 18-19), не ради «красного словца» или повторного объяснения, но для того, чтобы подчеркнуть как божественную, так и человеческую природу Господа Иисуса Христа, в Личности Которого они соединены неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно. Это не объясняет, но описывает тайну. Поэтому, когда мы спрашиваем, возможно ли, чтобы у Христа было две природы – божественная и человеческая, – нам не объясняют, как мы должны понимать это, но то так или иначе вы должны прийти к осознанию, что понять это невозможно.

Уникальный Посредник

 

Если вы все еще спрашиваете себя о чем все это, то вы должны понимать, что от этого зависит наше спасение. Если Христос – только человек, то как Он может понести грехи всего мира? Как Он может спасти все человечество от гибели, заплатить за грехи и отвратить гнев Божий? Если Иисус – только Бог, то как Он может сопереживать в наших слабостях? Это не просто догма, которую пытаются улучшить, и без которой вы можете прожить. Это – личное вероисповедание: Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2:5). Сын Божий никогда не отказывался от Своей человеческой природы. Он умер, воскрес как новый Человек и не отверг Свою человеческую природу, когда восшел на Небеса. И поэтому мы можем радоваться. Он правит на небесах в Своей человеческой природе. Он может сопереживать нам во всем. Прежде всего, Его телесное присутствие — залог того, что даже наша плоть и кровь будут на небесах. В полностью обновленной форме, как образ нового человека, Божьего Сына.

(Гейдельбергский катехизис, воскресный день 18, вопрос 49).

 

 

 

Комментарии

Нет комментариев