МАКСИМУМ ИЛИ МИНИМУМ? ХРИСТИАНИН, КАК СПОРТСМЕН СТРЕМЯЩИЙСЯ К НАГРАДЕ

zdorovyy_duh

Пришел к Богу. Покаялся. А далее, потихоньку будем ходить в церковь. Для многих христиан, христианская жизнь сводится к посещению церкви и, поскольку во многих церквях довольно часто звучит призыв к служению еще, возможно, и к умеренному служению. Для большинства христиан совершенно нормально понемножку быть с Богом, и жить понемножку и получать понемножку. Просто и необходимости нет делать что-то большее. Всё устраивает. А хотелось бы большего для Бога? — спросили бы мы все у того же среднестатистического христианина. Пожалуй, нет, — последовал бы ответ. И что вы будите делать при такой философии жизни? Однако, Бог призывает нас к совершенно иному отношению к вере, к христианству.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ. ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА

Логика понимания Библии такова, что все истины, прописанные в Священном Писании, важны и нужны, но то, что повторяется часто, на том ставится особый акцент, то имеет подчеркнутую важность. В Библии довольно часто Ап. Павел сравнивает жизнь христианина со спортсменом. Я обнаружил, как минимум, четыре места. Это означает, что Бог берет эти сравнения Апостола и даёт их нам, как стандарт, как норму к которой нужно подтягиваться и стремиться. Бог ставит эти цитаты перед нами, перед нашим разумом и сердцем, чтобы мы задумались, проанализировали свою жизнь и кардинально изменили свое отношение к вере.

1) Итак, первая цитата: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:24-27). В греческом тексте на месте русского глагола «биться» («бьюсь не так, чтобы бить воздух») употреблён глагол пиктэ’уо, обозначающий действия кулачного бойца. Но, давайте по порядку. Радом с городом Коринфом, к христианам которого, в первую очередь, было направлено послание, проходили Истмийские спортивные игры. Это было грандиозное древнее спортивное шоу, не взирая на то, что уровень был несколько поменьше чем на Олимпийских играх.

2) «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться» (2Тим.2:4,5). Слово «подвизаться» — это термин из спорта и по гречески звучит, как атлет. В переводе с языка оригинала речь идет о соревнованиях, борьбе, состязаниях исключительно в спорте. Так автор послания подчеркивает аналогию со спортсменом.

Несколько интересных исторических моментов. Речь идет не о любителях от спорта, которые так же были в античные времена. Например, бегом, занимались практически все. Очень спортивными были представители разных слоев населения и даже античные философы. Но в этом термине очевидно сравнение христианина с профессиональным спортсменом. Потому что именно спортсмены профессионалы достигали высшего уровня. Не даром же всех христиан называет Священное Писание «Царственным Священством». Предложение стать профессионалом от спорта было настолько привлекательным, сулило такие преимущества, что вряд ли кто-то мог отказаться, не взирая на изнурительные и жесткие тренировки.

3) Еще одна аналогия со спортом в Библии: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1Тим.4:7). Например, когда Павел советует Тимофею, — «упражнять себя в благочестии» он так же использует спортивную терминологию, которая по гречески звучит достаточно понятно и для нас — гимнадзо, гимнастика. И переводится, с греческого, как gumna/zw — упражнять, приучать, тренировать, развивать. В святости, оказывается, так же нужно тренироваться, как спортсмену.

В античные времена было три главных и самых популярных направления в спорте.

1. Бокс. На перчатках металлические шипы. Наносили увечья, ломали позвоночники и это было в порядке вещей.

2. Борьба. Считалось, что каждый мужчина должен был владеть приемами борьбы. Раундов, впрочем, как и в боксе, не существовало. Дрались и боролись до последнего, пока противник не сдавался. Разрешалось выдавливать глаза, сворачивать шею, и прочие зверства без правил.

3. Самым жутким видом спорта была смесь борьбы и бокса — панкратион. Били не только руками, но и ногами. Противник мог делать все, что ему угодно, особенно, когда чувствовал, что его соперник проигрывает. Кстати, поневоле вспоминаются слова Христа, о жестокости окружающего нас мира: «Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лук.10:3).

И еще пару интересных нюансов. Тренировки спортсменов, как правило, происходила в спортивном зале Палестре. Зеркала в нем были устроены так, что через них комнаты нагревались насколько это было возможно. Так тренировались спортсмены, чтобы быть победителями, чемпионами в любую погоду. Считалось, что чем экстремальней условия тем интересней смотреть на соревнование, поэтому, спортсмены намазывались маслом очень сильно, а сами соревнования старались проводить в самую жаркую погоду.

4) И, наконец, четвертая цитата. «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет» (Фил.3:13-15). К тому времени, как апостол Павел писал филиппийцам, он уже проходил свое христианское поприще примерно 30 лет. Немало духовных побед одержал он за эти годы, значительно вырос духовно, однако, искрение не считал себя достигшим всего, что наметил достигнуть, или совершенным в духовном отношении (стих 12). Апостол ставил перед собой цели и достигал их, а когда достигал, понимал, что вершина еще не взята. И подобно спортсменам, которые, даже победив в соревнованиях, продолжат тренироваться, готовиться к новым победам, так и Павел, открывая свое сердце, говорит о том, что еще не почитает себя достигшим, стремился к большему, стремился к максимуму, который был только возможен. Несколько цитат из сайта посвященного Библейским комментариям: «Павел старался уподобиться Христу с энтузиазмом и настойчивостью, какие были присущи участникам греческих спортивных игр; он, видимо, думал о них, и когда писал эти строки… как спортсмен-бегун не думал о том, что осталось позади, не думал и Павел ни о своих «наследственных преимуществах», ни о заслугах своих и достижениях в прошлом; и, как тот старался лишь преодолеть расстояние, которое еще оставалось впереди, старался и апостол… И снова в его воображении вставали, должно быть, спортивные соревнования: победителей в них вызывали к судейскому месту, где им вручалась награда. Под наградой, которую хотел «достичь» Павел…» (http://otveti.org/tolkovanie-biblii/filippiytsam/03/).

ГЛАВА 2. ДОСТИГАТЬ МАКСИМУМА С КАРТИНКОЙ ЦЕЛИ

Библия о целеустремленной жизни. Сложно представить Библию без таких героев, как Авраам, Моисей, Иосиф, Неемия, царь и псалмопевец Давид, пророки Исаия и Илия. Или вспомнить Апостолов Иоанна, Петра, Павла. Все эти люди были важнейшей частью священной истории спасения. Их жизни описаны в наставление будущим поколениям верующих. А теперь представьте, что эти люди живут без особой цели, что они не живут по максимуму? Жизнь формируется, развивается и движется только людьми, которые ставят перед собой задачи и их достигают. И так в любой сфере, наука, искусство, педагогика, экономика, политика. Именно готовность достигать цель раскрывает весь потенциал человека, всю красоту и индивидуальность личности. Я утверждаю, что серая масса — это именно те, которые живут без большой и важной цели, живут бесцельно. У меня напечатанных, порядка 300 проповедей, написано и напечатано 10 книг, подготовлены множество людей к служению, создана, по Божьей милости церковь, и многое многое другое. Это все благодаря тому, что есть очень четкая цель и есть понимание, что следует идти к достижению этой цели. И благодаря этой цели я сам себя ломал. Что стоит за выражением «ломать себя»? Побеждать свою плоть, нежелание напрягаться, в чем-то себя ограничивать, дисциплинировать. Одним словом, делать то, что делает спортсмен, который ограничивает себя ради цели. А делать так возможно, когда имеешь сильную мотивацию, греющую твое сердце цель. Думаю, что заставляло меня, мальчишку, студента музыкального училища, заниматься каждый день по 4 часа иногда и более? Удовольствие от музыки и цель стать не просто музыкантом, а играть в лучших симфонических оркестрах. Я себе ясно представлял эту картинку. Некоторые психологи даже советуют, чтобы себя мотивировать сделать коллаж из фотографий и картинок, наглядно изображающий вашу цель и поместить это изображение где-то на видном месте, чтобы постоянно видеть. Апостол Павел, наверное, не имел такой картинки на стене, но он точно имел такое изображение в своем сердце, когда говорил, что «стремлюсь к цели, к почести вышнего звания во Христе». Какая ваша картинка? Чего хотите добиться вы? Какой ваш максимум? В чем вы можете быть похожим, как христианин, на спортсмена? Так, например, было с Неемией, который пришел к самому царю, чтобы просить помощи. Царь Вавилона, к которому обращаться без его повеления было смертельно опасно, выслушал своего виночерпия и задал ключевой вопрос: «И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному» (Неем.2:4). Неемия молится и объясняет, что хочет восстановить разрушенные стены столицы своей родины, Иерусалима. У Неемии была точная картинка цели.

ГЛАВА 4. КАК ВЫ БУДИТЕ СПАСАТЬСЯ? ПЛОД И ВЕНЕЦ

   Бог вручает каждому определенное дело за которое мы должны дать отчет. Эта мысль очевидна из многих цитат Иисуса Христа. Например, вспомним притчу: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (Матф.25:13-18). У того, кто закопал свой талант, были большие неприятности. Может быть конечно у него и радость и мир и любовь были, но эти качества были слишком не заметны. Вспомним теперь судьбы всех героев Ветхого и Нового Заветов, которым Бог вручал какое-то важное дело. Через Авраама должен был произойти целый народ и он должен был быть лидером этого народа. Моисей имел невероятно сложную задачу, вывести евреев из египетского рабства и провести через пустыню. Царь Давид избавить евреев от идолопоклонства, вернуть к чистой вере в Бога, подготовить материалы для строительства храма. Кстати, о жизни Давида, в самых кратких словах, сказано так: «Давид, в свое время, послужив изволению Божию, почил…» (Деян.13:36). Вспомним Апостола Павла, который мужественно проповедовал о Христе даже там, где его жизни угрожали опасности открыл невероятное количество церквей, как на территории Иерусалима, так и в других странах. О своей прожитой жизни он говорил так: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:7,8).

Итак, после покаяния христианину Бог вручает дело. Это дело еще, в Библии, называется талантом. Для каждого христианина важно разобраться и понять, что же за дело Бог ему вручил. Утешать себя, что, дескать, я не знаю, еще не понял, хотя уже годы прошли, скажем довольно прямо — это самооправдание. Если бы кто-то сильно хотел понять, уверяю вас, он бы уже давно понял. Бог прямо так и говорит: «воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иер.33:3). Вот и вопрос, воззвал ли тот человек, который не знает о деле, которое ему вручил Господь? 2) Затем, тот талант, который Бог нам дал нужно приумножить. Приумножить желательно по максимуму. Кто-то мог бы сказать, что сойдет и в 30 крат. Дело в том, что в 30 крат, для кого-то это и есть максимум. 3) Чтобы приумножить талант Бог нам еще, кроме таланта, дает силу, которая в Библии называется благодатью. «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор.15:10). Довольно прямо об этом говорится: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Еф.4:7). 3) Затем уже, как высший уровень, к которому следовало бы прийти каждому христианину, — это получение награды. Когда Апостол Павел сравнивает жизнь христианина со спортсменом, он хочет сказать, что подобно тренирующемуся и так стремящемуся к награде, и христиан должен стремиться к награде, которая дается только тем, кто выжимает максимум. Поэтому, расслабленная христианская жизнь никак не вписывается в христианские заповеди. Стремится сделать максимально качественно, как только возможно. В этом смысле важно не просто победить себя, но еще и достичь очень высокого уровня, максимально высокого который только возможен.

ГЛАВА 5. ЖИЗНЬ И МОТИВАЦИЯ СПОРТСМЕНА

1. Цель. В спорте, как нигде, очевидна и конкретна цель. Спортсмен постоянно находится в режиме повышенного тонуса, потому что готовится к соревнованиям. Только соревнования могут показать квалификацию, уровень достижений. Соревнования, как экзамен. Сколько бы долго не тренировался, но если проиграешь вот это и есть твой уровень. Именно цель заставляет напрягать усилия. Просто ради удовольствия человек не будет напрягаться, потому что, в момент, когда очень не хочется, ему обязательно придет вопрос, — а зачем тебе это нужно? Это тот ж вопрос, который задавал Петр Христу, когда Сам Иисус находился в сильном борении. «И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Матф.16:22). И вот тогда — то и видно насколько сильная мотивация спортсмена, когда он может преодолевать трудности и нежелание своей плоти. Спортсмену нужна победа ради которой он себя и ограничивает, ради которой выдерживает нагрузки. Так же христианин побеждает сам себя, побеждает дьявола и достигает цель. Первое, что бросается в глаза, когда читаешь о жизни Христа, — это его невероятная целеустремленность.

2. Самоограничения. Спортсмен себя ограничивает, дисциплинирует. Знаменитому скульптору Микеланджело принадлежит известное объяснение секрета своей гениальности и успеха. Он говорил, что просто нужно отсекать все лишнее и оставлять все необходимое. Нередко, за кастрюлями, рыбалками, огородами, бытовыми проблемами, человек теряет свое предназначение. Вот почему Библия предупреждает: «облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13:14). Можно то же самое сказать о жизни эффективного человека. Нужно отсекать все лишнее, уметь говорить «нет» не только людям, которые мешают, отвлекают на вторичные моменты, но и нет всему, что отвлекает, что забирает нашу энергию и внимание, что тормозит достижение цели. Например, когда я готовлю проповедь, раньше слушал музыку, параллельно мог еще и новости посмотреть, потом от такой практики отказался, сильно падает эффективность. Разве что, когда уже все сделано, и нужно проделать какую-то чисто механическую работу. Спортсмен античности, готовящийся к соревнованиям, должен был сидеть на строжайшей диете, не должен был растрачивать свою силу и за 10 дней, до самих соревнований не имел права прикасаться к женщине. Если он нарушал эти правила тогда его не допускали к соревнованиям. Для христианина правила успешного достижения цели — это заповеди, которые нельзя переступать, это фокусировка на цели и систематическое достижение этой цели. Эти слова Ап. Павел писал, как раз когда рассуждал об аналогии между спортсменом и христианином: «усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:27).

3. Безусловно, спортсмен должен иметь талант. Так же, как и христианин. Есть опасность, что христианин может заняться не своим делом. Кому-то очень хочется петь, а кому-то проповедовать. Кто то хотел бы быть художником, а кто-то служить с молодежью. Но здесь все определяется далеко не только желанием. В Церкви есть люди, которые точно скажут правду вас. Попробуют, дадут возможность, а потом скажут вам есть ли талант или нет. И тут даже не важно, есть ли у вас специальное образование. Важно, дал ли Бог вам талант или нет. Да еще и уровень этого таланта. Я знаю одного брата, который проповедовал в нашей церкви, а затем переехал в другую церковь и в той церкви больше не проповедовал, потому что там более яркие проповедники, но он, и по сей день, играет в группе прославления. Потому что талант музыканта у него ярче и подходит к контексту той церкви больше, чем талант проповедника. В противном же случае, люди начинают мучить себя и мучить других, обижаться, раздражаться и искать виноватых. В действительности же, все очень просто, нужно найти то, в чем у церкви, в которой вы находитесь, есть нужда и никому себя не навязывать если необходимости в вас именно в этом служении нет. Я всегда повторяю, что не дал мне Бог талант сольного певца, в хоре могу попеть, а соло нет. И что же, мне теперь на всех обижаться и пробиваться к сцене изо всех сил? Это было бы не духовно. Поэтому, речь идет о том, что цели нужно ставить в соответствии с талантами, которые дает Бог. Служители с опытом, пастора, вам обязательно скажут если ли наличие таланта или нет.

ГЛАВА 6. ОТ БЕСЦЕЛЬНОСТИ К ЦЕЛИ. ОТ МИНИМУМА К МАКСИМУМУ

Увы, все же громадное количество христиан так и не удосужились поискать свое дело. Бесцельность порождает лень, апатию, расслабленность. Бог дает достаточно силы, чтобы развернуться на 180 градусов.

1. От бесцельности к цели. Вы не просто открываете свои таланты, но еще и молитесь, пытаетесь понять максимум, который бы смогли достичь. Сфокусируйтесь на поиске вашего дела. Обращайтесь к духовным людям в церкви. Бог откроет вне сомнения.

2. От прошлого к будущему. Для кого — то тормозом на пути к цели может быть влияние советского прошлого. Когда нас всех воспитывали так, что у тебя есть маленькое дело, работай, а обо всем остальном государство позаботится. Что порождало безответственность за свою судьбу. Так жили и наши отцы, так живем и мы. «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе…» (Еф.2:1,2). Для кого-то это прошлое наполнено негативным опытом. Авраам переживал минуты одиночества и мрака, особенно когда проходил испытание с принесением своего сына в жертву. Бог, как мы помним, в последний момент остановил его руку и в жертву был принесен агнец. Моисей переживал давления и страхи. Он не мог сказать Богу, — мне все надоело, я все бросаю. Он шел вперед и вывел еврейский народ из плена, привел в землю обетованную, хотя, бывало и переживал нервные срывы. Давид, впадал в тяжкие грехи, но при этом поднимался и все равно шел к цели.

3. От лени к удовольствию от служения. «Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!»» (Прит.22:13). Ленивец, как правило, себя сильно защищает, выкручивается, оправдывает свою лень разными психологическими подходами. «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Прит.6:6-8); «Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Прит.6:9-11). Бог создал первых людей и дал им сад, чтобы они трудились и возделывали. Человек был создан для труда. Стоит только попробовать оставив всякое оправдание. Ап. Павел всегда переживал, чтобы ему служить с радостью, получая духовное удовольствие от служения даже в трудные минуты. Удовольствие от осознания, что служишь Богу, делаешь самое важное дело на земле. Делаешь то, что и есть собирание вечных сокровищ в небе. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут» (Матф.6:19).

4. Возвращение к первой любви. В действительности, сильная любовь к Отцу небесному, должна быть главным стимулом служения, труда, достижения максимума для Бога. Если тот, кого мы так страстно любим, ожидает от нас максимальной отдачи, то мы, движимые любовью, будем делать это с радостью. «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией» (Деян.20:24). Бог не хочет, чтобы мы Ему как-то половинчато служили и принадлежали, точно так же, как жена не желает разделять свою любовь к мужу ни с кем.

5. От безалаберности к дисциплине. Человек живет импульсами и эмоциональными всплесками. Сейчас хочу делать, а завтра уже не хочу. Первый и важнейший признак дисциплинированного, целеустремленного человека — отказ от всего, что отвлекает внимание достижения главного дела жизни. Христу часто приходилось говорить «нет», потому что Он был сфокусирован на цели. «Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь… На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время» (Иоан.7:3,6). Как только появляется цель сразу же возникает необходимость в четкой организации времени.

6. Отвергнуть оправдания. Например, кто-то скажет, что у меня пожилой возраст. Вспомните Моисея, которому было 80 лет, когда он начал операцию по выведению еврейского народа из Египетского плена. Или вспомните пожилую старицу Анну преданно служившую Богу: «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лук.2:36,37). Кто-то скажет, что у меня болезнь, инвалидность. Вспомните Ника Вуйчича. Это инвалид стал одним из самых влиятельных людей. Или вспомните Джони, христианку, прикованную к инвалидному креслу, которая перевернула весь мир своим героизмом веры. Кто-то скажет, что у меня много забот и хлопот. Однако, на это вспомним, что «но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим.13:14).

ВОПРОСЫ: 1) Что общего у профессионального спортсмена готовящегося к спортивным соревнованиям и христианином? 2) Можете рассказать о картинке описывающей вашу цель, как вы ее представляете? 3) Какое дело вручил вам Бог и насколько получение венца стимулирует вас стремиться к цели? 4) Как же повернуться от безделия, от лености, от оправданий, от бесцельности к совершенно противоположной жизни, больше напоминающей жизнь профессионального спортсмена? 5) Почему так важно в своей жизни достигать максимума? 6) Перечислите те моменты, которые вас глубоко затронули? Что вы собираетесь изменить? Какие шаги будите предпринимать, чтобы свою христианскую жизнь привести в соответствие со Словом Божьим (образ спортсмена).

 

Комментарии

Нет комментариев