НУЖНО ЛИ ВЫНОСИТЬ СОР ИЗ ИЗБЫ? Вадим Лысенко

waiting-down

 ОТКРЫТОСТЬ, КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ГРЕХОВ

 

Сколько же раз мне приходилось слышать эту фразу «не будем выносить ссор из избы». Обычно, так говорят мужья, когда в семье полная разруха. Так говорят матери, когда у них развалены отношения с взрослеющими детьми, дарящими родителям только подростковую дерзость и наглость. Так говорят друзья, когда один из них совершает серьезный грех, а другой его покрывает, ведь не нужно же ссор из избы выносить. Так говорят молодые люди, которые еще только встречают, но у них уже был совместный секс, что категорически недопустимо, когда речь идет о христианах. Да, собственно, и сама душа наша, когда происходит скатывание ко греху, когда атакуют греховные мысли и ты вот-вот готов сорваться в бездну неверия, сама душа словно протестует и кричит, — никогда и ни за что никому ничего не расскажу. Насколько это правильно не выносить ссор из избы? Если нужно быть открытым то как, тем более если есть негативный опыт открытости?

ВОПРОС 1. ПОЧЕМУ ТАК НЕ ХОЧЕТСЯ ОТКРЫВАТЬ ГРЕХИ?

Казалось бы, пришла беда, какие-то сложности в личной жизни, в семье, возьми и поделись. Но нет, для множества людей быть открытым это очень большая, а для некоторых даже непреодолимая проблема. Итак, почему же так сложно открывать собственные грехи?

1) Страх стать жертвой негативного мнения о себе людей. Наследие детства. Обычно очень сложно быть открытым в общении тем, кого в детстве строго и жестоко наказывали, недолюбливали. Обратите внимание, проанализируйте и тех, кого вы хорошо знаете и увидите, что это именно так. С раннего возраста, через взросление, человек продолжает нести страх, что его вновь будут не любить, отвергать, если только узнают о его недостатках всю правду. Отсюда и железная закрытость многих и многих с кем родители поступали жестко и без должной любви. Такая закрытость может показывать, что христианин ориентирован больше на людей чем на Бога. Для христианина, панически боящегося быть открытым, открывать свои проблемы, легче прыгнуть со скалы, легче разгрузить вагон угля, чем подставить себя под удар плохого мнения о себе других людей.

2) Не поймут. Бывает, расскажешь о своих проблемах, а тебе не понимают. Причем, самое сложное, что это непонимание, как правило, носит активный характер. Люди не просто молчат, если не понимают. Начинают влазить в душу, давая грубовато — простые и очевидные советы. Помню, как однажды, в Киеве, на большой встрече служителей, со всей Украины, с врачами, я признался, что чувствую себя хронически переутомленным. Врачи еще толком не успели мне дать ответ, как тут уже, рядом сидевший, совсем еще молоденький лет 18 — 20, служитель, напал на меня со своими, все теми же грубовато — простыми, советами. Так и хотелось ему сказать, — деточка, что ты знаешь о жизни пастора церкви человек этак триста? Когда просто пухнет голова, как всем уделить внимание, как развивать церковь, чтобы она росла количественно и качественно и при этом держать критику, местами жесткую, при этом иметь гармонию и баланс в своей семьей, общаясь с женой и детьми, занимаясь бытом, попутно отвечая на бесконечные телефонные звонки? Еще интересней было во время перерыва, когда со всех сторон посыпались не то упреки, не то какие-то уж слишком простые подсказки. Внутри меня все прокручивался стих из послания Иакова: «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак.1:19). Медлен на слова — это к ним, а медлен на гнев, это ко мне, человеку получающему бесконечные и не впопад советы. Но я смиренно слушал, пытаясь понять, что в словах всех этих людей было полезным и от Бога. И все же, такие скоростные, в обильном количестве, советы, иногда только лишь смущают. Не менее смущает, когда люди, еще даже не дослушав проблему, дают досрочный ответ.

3) Осмеют, осудят. Люди и так склонны к осуждению, даже когда с ними особо не делишься откровенностями о своем внутреннем мире. А если еще и рассказывать о каких-то своих глубоких и личных переживаниях, совсем будет плохо. Человек искренний и открытый, словно оголяет свою душу, позволяя там топтаться другим с «грациозностью» слона в посудной лавке. Даже детей учат не забывать, что когда наш указательный палец показывает на кого-то, в это же время три пальца показывают на самого себя. Человек удивительно устроен, к своим грехам мы относимся куда терпимей, чем к чужим. От своих мы редко когда негодуем, но от чужих, похлеще собственных, приходим в неописуемый ужас и гневное осуждение, больше напоминая фарисеев так страстно желающих убить грешницу, забыв, что сами выглядят гораздо хуже: «Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Иоан.8:3-5).

4) Навсегда дадут ярлык. Будут всю жизнь вспоминать. Обычно, между собой, люди говорят примерно так. Слушай, сегодня Василий, такое сделал. Какой Василий? — спрашивает собеседник. Да тот, «хочу к маме». Помнишь, как мы стояли после Богослужения, а он нам рассказал, как служил в армии и как ему сильно домой хотелось. Ну, его с тех пор так и называют «Василий — хочу к маме». А-а, — так бы сразу и сказал. А слышал, что с Эльвирой произошло? С какой Эльвирой? — продолжал спрашивать собеседник. Эльвира «мышка», она еще на домашней группе сказала, что иногда на нее такие страхи нападают, что она себя пугливой мышкой чувствует. С тех пор ее «мышкой» так и зовут. Да, да, теперь вспомнил. Представляете, если бы Василий или Эльвира узнали, как их называют (герои вымышленные), что бы они чувствовали и захотели бы продолжить откровенно делиться своими мыслями и чувствами?

После таких пунктиков, кстати, напомним почему люди не хотят открываться: 1) Наследие детства, страх стать жертвой негативного мнения людей; 2) Не поймут; 3) Осмеют, осудят; 4) Навсегда дадут ярлык.

С другой стороны, вроде бы как и скрывать свои грехи весьма опасно. Давайте подумаем о том, действительно ли так опасно оставаться закрытым и никому ничего не рассказывать о своих проблемах и, тем более, грехах?

ВОПРОС 2. ПОЧЕМУ ОПАСНО НЕ «ВЫНОСИТЬ СОР ИЗ ИЗБЫ»?

Сложно представить от умудренного и духовного христианин совет ничего никому не рассказывать. Христианство — это свет. Вспоминается важная мысль Христа, по теме отношения людей к свету, произнесенная Христом: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Иоан.3:19). Итак,…

1. Мусор, который долго не выносят, начинает очень плохо пахнуть. Вспомним цитату, говорящую о запахе святости: «Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих» (2Кор.2:15). Христианская, святая жизнь — есть приятный для Бога запах. И не только для Бога, но и для других христиан, спасаемых, и даже для неверующих, погибающих. А человек, живущий с грехами, соответственно, обязательно будет источать резкий и неприятный запах. Представьте, вы заходите в шикарную квартиру, с роскошным убранством, наслаждаясь современным дизайном и чистотой. Но, резкий запах, как смог, словно висящий над потолком, идущий из мусорного ведра, которое не выносили уже пару месяцев, сразу «бьет» в нос и перечеркивает красоту квартиру. То же происходит с человеком, с семьей, с супругами, которые постоянно живут в ссоре, в хронической нелюбви, возможно в обиде друг ко другу, но при этом, они долго и тщательно прячут свои грехи идя по жизни с девизом, — «нельзя выносить сор из избы». Парадокс весь в том, что как раз сор из избы и нужно выносить. Кто же отказывается выносить сор так и живет с мусором по жизни и с резким запахом, исходящим из продолжающего гнить мусора. Скажем прямее, не вынос мусора создает определенную гнетущую и тяжелую атмосферу в семье. Все злятся, по каждому пустяку раздражаются, и в целом, даже домой не хочется идти. Распад мусора продолжается. А на мусорном ведре, все так же красуется надпись, «мусор из избы не выносить!»

2. Самому не справиться. Пока человек уверен, что ему нельзя раскрывать все свои проблемы, он продолжает не справляться с ситуацией. Представим человека тонущего в болоте. Аналогия очень подходит, нужно заметить. Погружение в топь болота происходит медленно, но неуклонно. Смерть приближается. А где-то рядом прогуливаются люди в лесу возле болота. И стоит ему крикнут, как тут же прибегут на помощь и спасут. Но вязнущий в трясине рассуждает таким образом, — Это же если я позову, что они обо мне подумают? Подумают, что я слабак, что я сам не смог выбраться из трясины. Они увидят меня всего такого грязного. А даже если и спасут, потом всю жизнь будут «болотом» меня называть. Так и представлю себе, пошли на природу отдохнуть, а меня зовут, — эй «болото» будешь бутерброд? Нет, лучше я как-то сам еще раз попытаюсь выбраться. Это была последняя попытка погибшего в болоте. Иуда, наверное, полагал, что так же сам справиться с нависшей над ним депрессией от разъедающего чувства вины за предательство своего Учителя. Интересно, Иуда с кем советовался, перед тем, как повеситься? А может быть, то, что он ни с кем не поговорил, была его роковая ошибка?

3. Если «не выносить сор из избы», никогда не услышишь духовного совета, как избавиться от проблемы. Одна из важнейших причин, почему мы в церкви, — чтобы поддерживать друг друга. Особенно, в такой поддержке нуждаются ослабевшие: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать»» (Деян.20:35). Речь идет, разумеется, не только о финансовой поддержке, но и духовной. Вспомним знаменитую историю, как изнеможенный Моисей от приема и консультирования тысяч и тысяч людей, приходящих к нему за разрешением сложных и спорных вопросов, услышал совет от своего тестя Иофора: «И видел тесть Моисеев, все, что он делает с народом, и сказал: что это такое делаешь ты с народом? для чего ты сидишь один, а весь народ стоит пред тобою с утра до вечера?» (Исх.18:14); «Но тесть Моисеев сказал ему: не хорошо это ты делаешь: ты измучишь и себя и народ сей, который с тобою, ибо слишком тяжело для тебя это дело: ты один не можешь исправлять его; итак послушай слов моих; я дам тебе совет, и будет Бог с тобою… усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ним тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками» (Исх.18:17-21). Говоря современным языком, Иофор призывает Моисея делегировать полномочия. Добрые советы, как семя, падают в перепаханную, открытую почву.

4. Если «не выносить сор из избы», никто не помолится за ваши проблемы. Однажды, Ап. Павел учил Коринфскую церковь как правильно молиться. В этой церкви молились на незнакомых языках и это считалось очень духовно — продвинуто. Апостол же, наоборот, призывал молиться на понятном языке. Вот его аргумент: «Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь» (1Кор.14:16). Мы сейчас не будем разбирать феномен иных языков. Посмотрим на другую грань этого стиха. Речь идет о необходимости молиться вместе, поддерживать молитву и понимать о чем идет речь. Если человек никому ничего не рассказывает, то кто будет за вас молиться? Послание Иакова дает еще одно важное место о необходимости быть открытым, чтобы за христианина, открывшего свои проблемы, могли молиться: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). Во-первых, следует открывать свои проступки, то есть грехи, друг перед другом и только потом уже молиться друг за друга, чтобы исцелиться. Удивительно! Можно сделать вывод, что без открытости нельзя даже получить сверхъестественное духовное исцеление.

5. Если «не выносить сор из избы», тогда проблематичному не смогут послужить дарами и духовными талантами, которые Бог дает церкви. Ап. Павел глубоко и много рассуждает о важности в церкви взаимодействия даров и духовных талантов, сравнивая эти дары с частями тела. Так же, как рука, нога, глаз, ухо, мозг, находятся в тесном взаимодействии, так же и христиане, в церкви, должны иметь взаимодействие. Не даром же церковь называется телом Христа? Апостол, продолжая мысль о дарах, говорит, что те, кто слабее, в теле получают большую заботу. Или же те, кто сейчас нуждается в большем внимании. «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения» (1Кор.12:21-23). Достаточно вспомнить с какой внимательностью, когда у нас заболевает рука или нога, мы относимся к больному органу. Вот так в церкви и нужно относиться к тому, кто заболел, кто ослабел духовно. Но как помогать, если ослабевший или заболевший в этом не признается и молчит, потому что нельзя сор из избы выносить?

ГЛАВА 3. ДЬЯВОЛ, ЗАКРЫТОСТЬ И КРОВЬ ХРИСТА

«если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Иоан.1:7). Мне рассказывал один молодой человек, о своем ужасе, когда его, только что поступившего в университет, завели в комнату, пустовавшую все лето, включили свет, и о, ужас! полчища тараканов, бросились бежать в рассыпную, спасая свою жизнь. Мне представляются темные сущности, падшие ангелы, которые гнездятся в душах людей, в семьях, которые сеют раздоры и ненависть, и при этом злобно, мерзко, но настойчиво шепчут «не выноси сор из избы, ты сам справишься с проблемой». И вдруг, человек принимает решение открыть свои грехи. Вся эта тьма, подобно тараканам, бросается в паническое и трусливое бегство. Именно поэтому дьявол больше всего боится света, предпочитая тьму. Он прекрасно понимает, люди во тьме, они не будут любить Бога и выполнять Его волю: «открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными»» (Деян.26:18). Отец лжи и князь тьмы понимает, что как только Божий свет начнет проникать в жизнь людей, сидящих во тьме, сразу же действует Бог через молитвы, дары, поддержку, а сатанинские блокпосты падают.

Библия говорит нам, что если мы во свете, а свет — это Божьи заповеди, действие Духа Святого, жизнь с Богом, тогда кровь Христа очищает нас от всякого греха. Кровь имеет силу. Не даром, в сатанизме, в его страшных и мрачных ритуалах, используется кровь. Кровь, пролитая Христом на кресте, есть цена нашего спасения. Кровь символизирует жизнь. Есть кровь, есть жизнь, нет крови, нет жизни. Кровь Христа действует так же, как кровь агнцев, во время пасхи, которая защищала людей, помазавших косяки дверей. Так, когда мы общаемся ради Христа, кровь Христа очищает от греха, жизнь Христа, когда мы открываемся, действует могущественно.

«Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18). Заметьте, что люди уже уверовали, но еще и открывали свои греховные дела. Открывали.

И если христианин, не взирая на негативный опыт, не взирая на те мысли, которыми атакует дьявол, дескать «нельзя выносить сор из избы», все же готовы открыто говорить о свих проблемах, тогда дьявол бежит. Он в поражении. Ему так было удобно, когда люди молчали о позорных грехах, у кого-то сексуальная привязанность, кто-то не может вырваться от зависимости к порнографии, кто-то тихо подворовывает на работе, а кто-то давно уже себя убедил, что пить спиртное, разумеется, в умеренных количествах это не только не запрещено, но и полезно. И тут человек начинает раскрывать грехи, честно делиться проблемами и, соответственно, за него молятся. Как вы думаете, тьма будет довольна таким духовным прорывом христианина?

ВОПРОС 4. ОШИБКИ В ОТКРЫТОСТИ

Нужно ли открываться всем, абсолютно всем и на 100%? Как раз многие христиане отказываются быть открытыми именно потому, что у них есть негативный опыт. Они утверждают, что каждому человеку, или почти каждому, свойственно делиться, но после того, как столкнулись с неправильными реакциями на собственную открытость, очень быстро пришли к выводу, что не следует с людьми быть предельно искренним и открытым. Как всегда, важно иметь разумную середину, которую мы и рассмотрим. Кому же не следует рассказывать?

1. Не следует рассказывать младенцам. Начинающие христиане обычно все воспринимает не очень объективно, не очень глубоко, но эмоционально и крайне завышено. Нередко, для начинающих, все христиане воспринимают, как идеальные люди не имеющие права на грех и ошибку. Младенцы духовные, если увидели, или чего хуже, пострадали от грешащего христиане, сразу же впадают в крайность, — я больше в церковь не пойду. Библия призывает нас: «Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Рим.14:19). Если ваша откровенность не накидает начинающего христианина и разрушает в нем веру, тогда такое проявление откровенности есть полное отсутствие мудрости.

2. Рассказывать тем, кто не умеет держать тайну. Иногда у меня спрашивают, можно ли вам доверить тайну? На что я отвечаю, если бы я не умел держать тайну, наверное бы ко мне во-первых, никто не приходил бы, а во-вторых, вряд ли бы смог продолжать пасторское служение. Человек, который не умеет держать тайну, весьма неблагонадежен. И все же, есть люди, которые знают, что рассказывают своей подружке — христианке тайны, подружке, которая абсолютно не умеет держать язык за зубами. Что ж обижаться и на кого обижаться, разве что на себя? Если вы знаете, что человек не умеет держать тайны, рассказывает другим то, что вы ему рассказали по секрету, то согласитесь, что в этом виноват не только тот, кто нарушает обещание, но и так же тот, кто рассказывает.

3. Рассказывать всем о своих проблемах. Так же неуместно рассказывать свои проблемы при группе людей или разным людям из разных церквей. Например, собирается духовная группа общения, домашняя группа, в которой есть обязательно люди разного уровня. Кто-то начинает свой путь и не готов к максимальной степени исповедальности в грехах христианина уже с опытом, а кто-то уже опытный и готов дать хорошие советы. Грехи есть разного порядка. Есть грехи очень грубые. Есть грехи очень затяжные. Например, если человек сорвался и начал курить, этим еще можно поделиться. А если какие-то грубые грехи, которые могут просто сбить начинающего, тогда это может быть соблазном. В моей практике был случай, когда один человек все рассказывал, предельно откровенно, разным людям из разных церквей о своей проблеме. И каков результат? Все передавали друг другу о проблемах этого брата и семьи, только для того, чтобы посудачить и не более. Такая откровенность не привела к духовному разрешению проблемы, но лишь усугубила проблему и произвела негативный резонанс.

4. Рассказывать с просьбой молиться, но без желания изменяться. Нередко люди просят, чтобы за них молились, а сами просто пользуясь тем, что их поддерживают, ничего не делают и никак не сражаются с грехом. Еще чаще, когда человеку просто нужно внимание, нужен человек, который выслушает, но не поможет. Просто выслушает, поплачет. Я вспоминаю, как на одну из групп общения, домашнюю группу церкви, приходила девушка, у которой были громадные проблемы с отцом. Она все рассказывала и рассказывал. Все в группе плакали и сострадали. И так происходило еженедельно. Какое же было всеобщее удивление, когда однажды вся группа собралась пойти к ее отцу, взять пост и молитву за эту проблему, вместе с этой девушкой, поговорить с ее матерью. Группа решилась сделать все возможное. Молодая особа испуганно отказалась. Почему? Да ее, если бы все разрешилось, лишили бы самого главного, единственной радости в жизни, — плакать и вызывать слезы и сострадание к своей горькой доле. Похоже, ей это нравилось.

5. Найти, наконец, человека духовного, но очень занятого, не имеющего возможности уделить внимание. А потом еще и обидеться на этого человека. Возможности ближних это язык Бога. Если человек не может с вами встретиться, выслушать вас, ищите другого. Возможно, и скорее всего, воля Божья сейчас, чтобы вы нашли человека, которые бы так же искал возможности кому-то помочь и у него была такая возможность. Еще аз повторю, это и есть язык Бога. Следует доверять Богу и искать того, кто бы стал вашим наставником.

ВОПРОС 5. БЛАГОСЛОВЕНИЯ ОТКРЫТОМУ ЧЕЛОВЕКУ

Во-первых, давайте сделаем вывод, кому же все таки нужно открываться?

1) Духовному христианину, который будет за вас молиться.

2) Тому, кто не соблазниться, но наоборот, имеет уже некоторый, пусть не большой, христианский опыт, и может вам подсказать, поддержать, помочь.

3) Тому, кто умеет хранить тайну.

4) Тому, у кого есть возможность с вами встречаться.

Итак, принято решение более не скрывать свои проблемы. Семейные люди идут открывать свои грехи. Кто-то идет, чтобы признаться в старых преступлениях. Бывало такое, что ко мне подходили и молодые люди, признаваясь в достаточно серьезных грехах. Но всех объединяло одно, все переживали великую легкость после исповедания грехов, после примирения и прощения с ближним. Вдруг стало так легко, потому что груз грехов, которые уже давно дурно пахнут, Бог убирает, очищая душу, что всегда сопровождается легкостью и радостью. Происходит вскрытие тайников. Человек впускает в себя Божий свет. Библия прямо предупреждает, что скрывающий свои преступления остается без благословения. Бог никак не может благословлять того, кто не ведет войну с очищающим грехом. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Прит.28:13). Открывающий свои преступления получает милость и мир.

Каждый христианин призван быть похожим на Учителя. Меня всегда поражало, с какой искренность и открытостью Христос показал, избранным трем ученикам свои духовные борения в Гефсимании. Причем, знал, что о его страданиях и метаниях узнает все человечество через Библию и вместе с тем, оголил свою душу в страданиях: «Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели» (Матф.26:42,43). Будем же подражать нашему Учителю и Спасителю, в Его открытости. Сам Бог нуждался в том, чтобы быть открытым и просил поддержки от людей, которые были гораздо слабее Его.

ВОПРОСЫ: 1) Почему подавляющее количество людей панически боится быть открытым и выносить сор из избы? 2) Чего боитесь лично вы? 3) Почему нужно и важно выносить сор из избы? 4) Поделитесь вашим опытом, когда вы не открывали никому своих проблем и грех лишь усиливался, усугублялся? 5) Почему дьявол так хочет, чтобы человек никому не открывал свои грехи? 6) Как вы понимаете цитату, если имеем общение, только тогда кровь Христа очищает нас от всякого греха? 7) Какие существуют ошибки в открытости? 8) Ошибались ли лично вы когда открывались не тому человеку? 9) Кому же следует открываться? Есть ли у вас человек, которому вы можете все открыто сказать и будите уверенным, что вас поймут, помолятся, поддержат и никому о ваших личных, сокровенных проблемах не скажут? 10) Чему мы можем научиться у Христа, в плане открытости?

Комментарии

Нет комментариев